Роль коллективного управления авторскими правами в сфере образования
Кевин Фицжеральд
Директор Агентства по авторскому праву и лицензированию Великобритании (CLA)
Московская международная книжная выставка-ярмарка
6 сентября 2013 года
Исходная точка моего рассуждения такая: люди хотят иметь доступ к авторским материалам, защищенным авторским правом. Вы, издатели, хотите предоставить им этот доступ. Что хочет знать пользователь, потребитель? Он хочет знать, как ему получить доступ, как использовать этот материал, и как он может получить его для себя и поделиться им с другими.
То есть, происходит четыре процесса. Сначала нахождение автора и материала. Когда вы нашли его, необходимо определить, имеете ли вы право использовать его бесплатно, или следует заплатить за это пользование. После этого нужно, чтобы пользователь, а также и автор, и посреднические агентства понимали, какого рода использование подразумевается: для собственных целей, для образования, для государственной деятельности или для других видов деятельности, включая в коммерческую. Наконец, средства использования в фотокопирование, электронная почта, помещение в интранет (то есть, внутренние сети университетов или компаний) или Интернет для всеобщего доступа. Хотите ли вы, чтобы этот материал сохранялся в вашей базе данных для дальнейшего использования или хотите просто его немедленно выпустить в какой-то другой форме, например, в сеть.
Все эти вопросы должны получить ответы, и именно они дают возможность сориентироваться, делать ли это коллективно или индивидуально, потому что возможен и тот и другой вариант в зависимости от типа рынка. Есть рынок первичный, и есть вторичный. Вы понимаете, что такое первичный рынок. Издана книга, она продается в книжном магазине или по подписке.
Но есть и вторичный рынок, когда та же книга берется и сканируется, фотокопируется, размещается в интранете или каким-то иным способом дальше распространяется. То есть, речь идет о книге, которая в принципе уже издана, ее можно купить в магазине, взять в библиотеке. Вы это сделали и вторичным образом ее используете.
Именно вторичный рынок - это то место, где действуют авторско-правовые общества. Это их сфера. Потому что если вас интересует одна книга, изданная конкретным одним издательством, тогда надо обращаться в это издательство. Но чаще дело обстоит иначе. К примеру, что нужно университету? Образовательные учреждения собирают огромное количество материала. Частично глава из одной книги, статья из другого сборника – все эти небольшие фрагменты из тысячи тысяч источников, тысячи разных издательств объединяются для целей образования. Это можно делать только коллективно. На индивидуальной основе этого сделать невозможно. Я не слышал, чтобы какой-нибудь университет и какой-нибудь профессор в университете обращался бы к каждому из издателей и авторов для того, чтобы получить разрешение на копирование или сканирование десяти страниц или главы из книги. Однако такая деятельность происходит и законным образом должна делаться через коллективное управление правами и лицензирование.
Что же делают наши организации - РРО (RRO)? Они обеспечивают доступ к авторским материалам для всех. Эти организации образованы издателями и ассоциациями авторов, причем речь может идти не только об авторах книг, но и фотографах, композиторах - обо всех производителях авторского материала. Все эти правообладатели создают организации как наши. Те, кто занимается издательством, книжной литературы, музыкальной, художественной – любой. Эти организации действуют от имени своих членов, выдавая лицензии, а также отслеживая использование авторских материалов и обеспечивая исполнение авторских прав.
Какие выдаются лицензии? Это не те лицензии, которые могло бы выдавать само издательство. Обычно речь идет о лицензировании не полного воспроизведения произведения, а вот как раз главы, нескольких страниц и т.д. Если вас интересует больший объем, следует действовать иным образом. Если вас интересует фотокопии, сканирование, скачивание с Интернета, интранет и т.д. Обычно копирование происходит с аналоговых материалов – книг и журналов в бумажной форме. Также возможно копирование с электронных материалов. Например, электронных книг, баз данных, в Интернете и т.д.
Самое главное здесь – скачивание с Интернета. Это самая большая часть. Что делают люди в Интернете? Часто там можно только прочитать работу, но ее невозможно скачать или распечатать, включить в учебную программу университета или какую-то подборку тематических материалов. Это можно делать только по лицензии. Именно наша организация - РРО представляет такие лицензии. Самый частый вид использования - это сканирование и распечатка на бумаге. Люди чаще предпочитают читать на бумаге, и так будет продолжаться еще некоторое время. Далее размещение материалов в закрытых внутренних сетях и информационных сетях университетов и учебных заведений. И один из вариантов использования – в слайд-презентациях. Это основное применение такого материала.
Основные потребители – учебные заведения. Более половины копирования, которое происходит в обществе, производится учебными заведениями – университетами, школами и т.д. Между прочим, между школами и университетами есть некоторая разница. Университеты в основном копируют иностранные материалы, а школы в большинстве своем копируют материалы, произведенные в той же стране, где располагается школа.
Также копирование осуществляют государственные, корпоративные структуры. Мои коллеги из Великобритании и США приведут примеры. Я тоже остановлюсь на нескольких.
Возьмем Норвегию. У нас есть такая авторско-правовая организация, такое агентство. Мы работаем по принципу лицензирования и выдачи лицензий на вторичное использование печатной продукции, и это приносит 37 млн евро. Такая цифра была в 2012 году. Вот какой доход мы получили. Во Франции также существует развернутая система лицензирования, охватывающая и детские сады, и высшие ступени образования – университеты. Такая система позволяет собрать где-то 45 млн евро в год в качестве вознаграждения. В Швейцарии также существуют подобная структура. Она представляет авторов и издателей. Доход составил 14 млн евро в прошлом году. Если взять Германию и Венгрию, то там существует такое решение, как сбор на многофункциональное оборудование для копирования, что тоже позволяет дополнительно собрать определенный доход для издателей и авторов. Данные за 2012 год - 73 млн евро в Германии и около 1 млн евро в Венгрии.
Безусловно, такие организации как РРО играют важную роль в создании цифровых библиотек, в оцифровывании произведений. Мы говорим здесь о произведениях, которые еще не утратили авторское право, и данные организации играют здесь очень важную роль, поскольку позволяют сделать эти работы доступными для людей с определенными проблемами зрения и чтения.
Возьмем Францию. В прошлом году был принят закон, который позволяет посредством коллективной лицензии оцифровать и организовать доступ к объему работ, которые были выпущены до 2001 года и уже вышли из продажи. В Германии совсем недавно был принят практически аналогичный закон относительно работ, которые были опубликованы в этой стране до 1966 года.
Итак, наша роль, что мы должны делать? Необходимо обеспечить легальное использование работ, защищенных авторским правом, обеспечить систему сбора и распределения вознаграждения за эти работы и, безусловно, мы играем в этом важную роль. Я говорю об организациях РРО.
Джерон Ланье, известный ученый, человек, который первый использовал выражение "виртуальная реальность", недавно опубликовал книгу "Кому принадлежит будущее?" (Who owns the Future?). Основная мысль заключается в следующем. Последствия того, что информация становится бесплатной, заключаются в том, что общество придет к упадку. Необходимо создавать новые механизмы, которые обеспечивают доступ к информации, при этом необходимо платить за эту же информацию. Да, существует много платформ, сайтов, например, Google, имеются базы данных. Однако они свободные, бесплатные. Необходимо восстановить справедливость. Соответственно, если работа была опубликована, значит она представляет ценность. Если она представляет ценность, мы должны уважать данную работу и платить за это вознаграждение авторам.
Тэмборд поддерживает ту же самую мысль. Необходимо обеспечить справедливое и добросовестное использование авторских прав и платить за созданную информацию с тем, чтобы в дальнейшем это шло на развитие общества и экономики. Как раз в этом и заключается роль авторско-правовых агентств РРО. Они являются тем механизмом, который позволяет осуществить бесперебойный, безбарьерный доступ к работам, защищенным авторским правом на справедливой основе взимания вознаграждения за опубликованные работы. Очень важным механизмом здесь является механизм лицензирования и коллективного управления авторскими правами.